Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

Название первого немецкого карманного линкора говорит само за себя («Deutschland» — «Германия»), и неудивительно, что наиболее мощный и современный корабль Рейхсмарине получил это имя. В ноябре 1939 г. название было изменено на «Лютцов» («Lutzow»), в честь выдающегося германского военного деятеля барона Адольфа фон Лютцова (1782-1834). Поступивший на венную службу в 13 лет, Лютцов во время «Освободительной войны» против Наполеона командовал Добровольческим корпусом (Freikorps) — пехотными и кавалерийскими подразделениями, которые вели войну на французских коммуникациях. В 1822 г. он был произведен в генерал-майоры, а в 1830-м — в генерал-лейтенанты. Незадолго до смерти Лютцов вызвал другого выдающегося немецкого военачальника, Блюхера, на дуэль за уничижительные отзывы о своих войсках.


Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

Эмблемой «Дойчланда» был большой прусский орел на обоих бортах. После переименования корабля новой эмблемы установлено не было. Первый германский броненосец был заложен 5 февраля 1929 г. и спущен на воду 5 февраля 1931 г. При спуске произошло чрезвычайное происшествие: корабль заскользил по слипу и перерубил кабель микрофона раньше, чем рейхс-президент фон Гинденбург успел начать церемонию. Достройка корабля шла быстро, и первые испытания начались в ноябре 1932 г. Корабль был зачислен в состав Рейхс-марине 1 апреля 1933 г.

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

Во второй половине мая «Дойчланд» впервые вышел в море и на испытаниях показал скорость 25 узлов. На последующих испытаниях он показал максимальную скорость свыше 28 узлов. В декабре 1933 г. «Дойчланд» завершил испытания и вступил в строй германского флота. При постройке карманных линкоров широко применялась электросварка, которая позволила сократить трудоемкость и сэкономить на массе тысяч заклепок. В результате масса корпуса была сокращена на 15%. Для бронирования использовались поддающиеся сварке броневые плиты фирмы «Крупп». Броневой пояс броненосца «Дойчланд» составил 80 мм. Часть корпуса была укрыта противоторпедными наделками, за которыми броневые плиты имели толщину 50 мм. Внутри наделок размещались нефтяные цистерны, которые эффективно задерживали распространение энергии взрыва торпеды; внутренние стенки цистерн имели толщину 45 мм. Толщина броневой палубы составляла от 30 до 40 мм.

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

Модернизация карманного линкора началась в 1934 г., когда был сделан вывод, что счетверенные торпедные аппараты на квартердеке необходимо укрыть броней. Вскоре после этого 88-мм зенитные установки заменили на спаренные того же калибра. В 1935 г. корабль оснастили катапультой между передней надстройкой и трубой. Авиационное вооружение составили два «Хейн-келя» Не.60 (один из них запасной). «Хейнкели» затем заменили на более современные «Арадо» Ar.196. Экипажи для самолетов предоставили люфтваффе: Герман Геринг считал, что «все, что летает», должно принадлежать ему. Следующая модернизация состоялась в 1937 г., когда изменили конструкцию наделок, переместили подъемные краны и установили поисковые прожекторы по бокам трубы. В 1938 г. форма верха трубы была несколько изменена, а радар переставлен на рубку. Большой ремонт 1940 г. привел к замене прямого форштевня на клиперный, хотя изгиб его был несколько меньше, чем на других модернизированных германских кораблях. Первоначально «Дойчланд» был оснащен 2 носовыми и 1 кормовым якорем. Теперь у него было только по 1 якорю с каждого борта. Наконец, 88-мм зенитные орудия были заменены на 105-мм спаренные зенитные установки. Последующие переоборудования 1942, 1944 и 1945 гг. были направлены на повышение характеристик радиолокатора и усиление средств ПВО. Финальная реконструкция 1945 г. предполагала замену вспомогательного зенитного вооружения на 6х40-мм, 8х37-мм и 33х20-мм зенитные орудия.

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

На «Дойчланд» была установлена не обычная для этого времеми на военных кораблях паротурбинная установка, а дизеля. Это решение имело свои достоинства и недостатки. Например, основным топливом вместо угля становилась нефть, которую нужно было импортировать в Германию. «Дойчланд» оснащался 9-цилиндровыми дизелями фирмы MAN. На каждый из 2 гребных валов работали 4 дизель-мотора, каждый мощностью 6560 л.с. На задний ход работали вспомогательные 5-цилиндровые двухтактные двигатели MAN, каждый мощностью 3450 л.с. Все корабли этого типа имели по 4 электромашинных отделения, в каждом из которых стояли 2 четырехтактных дизеля мощностью 640 л.с. фирмы «Линке-Хоффман-Буш», вращавшие электрогенераторы AEG производительностью 2160 кВт.

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

В начале своей службы «Дойчланд» нес радиолокатор «Зеетакт», который показал хорошие возможности в ночном патрулировании в составе Сил по невмешательству в гражданскую войну в Испании в 1936-1939 гг. Еще до окончания войны это вооружение было заменено на стандартный FuMO 22 с антенной размером 6x2 м, установленной над носовым главным дальномером. На втором дальномере «Дойчланд»/«Лютцов» антенны не нес.

Под конец «Лютцов» нес 3-метровый оптический дальномер на носовой рубке, непосредственно за постом управления огнем вспомогательного вооружения. Два стабилизированных прибора управления зенитным огнем SL2 были установлены по бокам так называемой «боевой мачты», 3-метровый дальномер — рядом с трубой.

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

«Дойчланд» был окрашен в палево-серый цвет, типичный для предвоенных германских военных кораблей. Палуба и квартердек были покрыты тиком, а прочие горизонтальные поверхности окрашивались в темно-серый цвет. Во время гражданской войны в Испании он входил в дозоры Сил по невмешательству, и поперек крыши башен главного калибра от борта до борта наносились черно-бело-красные полосы. Это делалось для лучшего опознавания с воздуха. В 1941 г. на «Лютцов» был нанесен ломаный камуфляж, аналогичный тому, в который были окрашены «Принц Ойген» и «Бисмарк». На носовую и кормовую части дополнительно наносилась темно-серая краска, так что корабль визуально казался короче. Для усиления эффекта граница между темно-серыми и палево-серыми участками была оформлена как форштевень. Кроме того, по боковой проекции корабля через борт, надстройку и мостик была нанесена широкая ломаная черно-белая полоса. Такая же полоса была нанесена в районе миделя корабля через трубу. Третья полоса, заостренная назад, была нанесена в районе кормовой башни. На учениях в Балтийском море в 1942 г. «Лютцов», судя по фотографиям, был окрашен полностью в темно-серый цвет, однако после перехода в Норвежское море он снова был палево-серым с ломаными полосами по бортам и надстройкам. В 1944 г. «Лютцов» был светло-серым.

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

В течение 1933—1934 гг. корабль почти постоянно находился на учениях или совершал визиты в иностранные порты — сначала в Гетеборг (Швеция), а в середине октября в Эдинбург (Великобритания). Кульминацией светской жизни для экипажа был визит на борт рейхсканцлера Адольфа Гитлера в апреле 1934 г. Гитлер в своей обычной манере отказался от специального сопровождения и прошел по помещениям корабля, заходя на боевые посты и беседуя с членами экипажа.

Следующий год прошел в интенсивных учебных походах в Атлантику, а в марте корабль посетил Карибские и Южноамериканские воды. По возвращении «Дойчланд» встал в док для регламентных работ и первом модернизации: между мостиком и трубой была установлена катапульта для двух гидросамолетов «Хейн-кель» Не.60, один из которых хранился в разобранном виде.

Начало 1936 г. карманный линкор провел в рутинных учениях, а затем вышел в Атлантику вместе с другим карманным линкором «Адмирал граф Шпее». Во время этого плавания «Дойчланд» нанес визит вежливости на Мадейру.

В том же 1936 г. вспыхнула гражданская война в Испании, и с 23 апреля карманные линкоры «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее» в составе Сил по невмешательству начали патрулировать восточное побережье Испании. «Дойчланд» должен был обеспечивать безопасность множества беженцев, спасавшихся от все более ожесточавшихся сражений между франкистами и республиканцами, и конвоировать торговые суда, занимавшиеся эвакуацией. Поскольку Германия оказывала поддержку Франко, секретными задачами «Дойчланда» было также прикрытие судов с военными грузами для националистов и разведка. В это время на башни корабля были нанесены черно-бело-красные полосы, которые указывали на нейтральный статус карманного линкора. В конце месяца «Дойчланд» вернулся в Вильгельмсхафен, завершив свой первый поход к берегам Испании.

Во время похода в испанские воды в мае 1937 г. он стал в док г. Пальма-де-Майорка и подвергся атаке республиканской авиации, которой был открыт огонь военными кораблями разных стран, в том числе британскими и итальянскими. Карманный линкор вышел из Пальмы в сопровождении миноносцев «Зееадлер» и «Альбатрос». «Дойчланд» пошел к острову Ибица и через 5 дней, 29 мая, вновь подвергся воздушному удару, получив 2 бомбовых попадания. Одна бомба попала рядом с мостиком и взорвалась между палубами, а вторая упала рядом с третьим кормовым 150-мм орудием. В межпалубном пространстве разгорелся сильный пожар. Погибли 23 моряка, 73 были ранены, многие получили ожоги. «Дойчланд» поднял якорь, покинул Пальму и встретился с «Адмиралом Шеером», чтобы принять на борт еще одного врача, и дошел до Гибралтара, где раненые были сняты с борта, а погибшие захоронены англичанами с воинскими почестями. Через 10 дней тела погибших были по приказу Гитлера эксгумированы и вывезены в Германию, где их похоронили с помпезными церемониями. В ответ на действия республиканцев Гитлер приказал карманному линкору «Адмирал Шеер» подвергнуть бомбардировке Альмерию — главную морскую базу республиканцев.

Следующие 2 года «Дойчланд» провел в учебных походах и визитах в иностранные порты — после окончания гражданской войны он прибыл в Испанию уже с официальным визитом. Среди учебных походов были и атлантические маневры совместно с карманным линкором «Адмирал граф Шпее», крейсерами «Кёльн», «Лейпциг» и «Нюрнберг», эсминцами, подводными лодками и вспомогательными судами.

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

В момент начала войны броненосец «Дойчланд» находился в море. Он зашел на базу, принял топливо и вышел в боевой поход в Северную Атлантику — на английские торговые коммуникации. Начало боевой карьеры вышло неудачным. Гитлер надеялся прийти к соглашению с англичанами и избежать конфронтации, и «Дойч-ланд» крейсировал в водах Гренландии вместе со вспомогательным судном «Вестервальд». Только 26 сентября был отдан приказ перейти к боевым действиям. Корабль двинулся на юг, но не встречал вражеских кораблей до 5 октября, когда повернул на север, настиг и потопил английское фрахтовое судно «Стоунгейт». Этот успех стал сигналом тревоги для англичан, которые поняли, где находится карманный линкор. 9 октября в качестве приза было захвачено американское судно «Сити оф Флинт», на котором была обнаружена военная контрабанда. После перехода из Германии в Мурманск судно было передано норвежцам и возвращено экипажу в Хаугезунде.

14 октября было перехвачено и потоплено норвежское судно «Лоренц В. Хансен» с грузом леса для Великобритании. Его экипаж взяло на борт остановленное немцами датское судно «Конгсдал», чтобы высадить в нейтральном порту. Это судно, прибывшее на Оркнейские острова 21 октября, позволило не только подтвердить, что рейдер действует в Северной Атлантике, но и опознать его как «Дойчланд».

Между тем действия «Дойчланда» по нарушению торгового судоходства были прерваны изменившейся погодой, а несколько кораблей союзников занялись его деятельными поисками. Прием топлива в октябрьском море занял 2 дня из-за ураганного ветра, который обрушился на германский корабль. Возникли проблемы с двигателем, которые хотя и были устранены в море, не могли не сказаться на дальнейших действиях.

1 ноября «Дойчланд» получил приказ вернуться домой к середине месяца и использовал оставшееся время для поиска потенциальных жертв. Из-за испортившейся на несколько дней погоды германский корабль оставил поиски и полным ходом устремился домой, успешно миновав опасные воды датских проливов. Из-за обледенения часть башен и постов управления огнем функционировала лишь частично, а торпедные аппараты вообще вышли из строя.

15 ноября «Дойчланд» вернулся в безопасную Кильскую гавань. За поход он потопил вражеские суда общим водоизмещением 6950 т и захватил — на 4960 т. Хотя действовавший в Южной Атлантике «Адмирал граф Шпее» добился более впечатляющих результатов, успехом «Дойчланда» было уже то, что он два месяца оставался незамеченным, несмотря на все усилия англичан выследить его.

В это время «Дойчланд» сменил название. Приказ поступил от главнокомандующего ВМС гросс-адмирала Редера и имел несколько причин. Прежде всего название корабля должно было дезориентировать вражескую разведку. Кроме того, было принято решение о продаже СССР крейсера класса «Хиппер». Корабль носил имя «Лютцов», и присвоение этого названия «Дойчланду» должно было скрыть факт сделки. Наконец было принято во внимание, что возможная гибель корабля, носящего имя страны, может плохо сказаться на настроении общества. В результате 15 ноября 1939 г. в списках флота вместо броненосца «Дойчланд» появился крейсер «Лютцов». Таким образом, кроме названия корабль сменил и класс, превратившись из броненосца (Panzerschiff) в тяжелый крейсер (schwere Kreuzer).

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

В конце года «Лютцов» пришел в Данциг для переоборудования перед новым походом, на этот раз — в Южную Атлантику, для борьбы с китобойным флотом союзников.

После завершения ремонта «Лютцов» провел учения и в начале апреля ушел в Вильгельмсхафен. Здесь задача была изменена, и поход в Южную Атлантику не состоялся. Однако вместо этого «Лют-цов» принял участие в операции «Везерюбунг» — вторжении в Норвегию и только после ее завершения смог вернуться к выполнению первоначальной задачи. На борт были погружены 400 горных егерей, предназначенные для высадки в Осло, а сам «Лютцов» вместе с тяжелым крейсером «Блюхер», старым легким крейсером «Эмден» и 3 миноносцами вошел в 5-ю группу сил вторжения.

При переходе пролива Каттегат британская подводная лодка «Тритон» дала торпедный залп по «Лютцову», однако торпеды прошли перед его форштевнем, не причинив кораблю вреда. Миноносцы сопровождения атаковали субмарину и вынудили ее отказаться от продолжения атаки, а тяжелые корабли ушли на север.

Неожиданно для немцев береговая артиллерия в Осло-фьорде оказалась приведенной в боевую готовность, и, когда немецкие корабли стали проходить у Дробака, за несколько минут до полуночи 8 апреля 1940 г. «Блюхер» неожиданно был освещен прожекторами береговых батарей Райу и Боларне и оказался под мощным и точным обстрелом снарядами и торпедами. «Лютцов» выдержал несколько попаданий 280-мм снарядов — того же калибра, что и его собственное вооружение.

Один снаряд ударил в носовую башню, выведя из строя средний ствол и повредив люльку правого. Еще один пробил палубу у левого борта, а третий — надстройку с краном левого борта. «Блюхер» получил гораздо более тяжелые повреждения и неминуемо должен был затонуть. «Лютцов» смог только навести вспомогательное вооружение и, включив машины на реверс, выходить из безнадежной ситуации с максимально возможной скоростью, отстреливаясь от норвежской береговой обороны.


«Лютцов» высадил войска в Верлебее и вышел на позицию, чтобы прикрыть огнем своих 280-мм орудий проходящие Дробак трофейные норвежские суда и выяснить судьбу «Блюхера». Новости были плохими: «Блюхер» опрокинулся и затонул в 07.32. Часть экипажа и большая часть десанта была в безопасности; погибло более 300 человек. В полдень наземные войска захватили большую часть норвежских укреплений, так что остался только форт Боларне, и его командир начал переговоры о сдаче.

После завершения боев «Лютцов» получил приказ вернуться в Германию. Отпустив эскорт, крейсер пошел в Киль, однако норвежские злоключения не закончились, и 11 апреля при проходе Скагеррака в него попала торпеда, выпушенная с британской субмарины «Спирфиш» (Spearfish). Руль был изогнут, корма полуоторвана. Пока «Лютцов» дрейфовал, пытаясь восстановить управление машинами, было ясно, что следующая торпедная атака станет для него последней и тяжелый крейсер погибнет. К счастью для немцев, англичане расстреляли последнюю торпеду, и 14 апреля крейсер дошел до Киля.

Потери за время норвежского похода составили 19 убитых, включая 14 погибших при торпедной атаке. Корабль получил серьезные повреждения, достаточные для того, чтобы вывести его из строя до конца года. На долгое время его служба прервалась, и «Лютцов» был официально исключен из состава ВМС. После ремонта и восстановления, в ходе которого полностью была переделана корма, он был вновь принят на службу 31 марта 1941 г. Верховное командование ВМС решило отправить крейсер в поход против коммерческих судов, который сорвала операция «Везерюбунг».

Броненосец "Дойчланд" - Panzerschiff Deutschland - Lutzow

Новая операция должна была стать продолжением действий «Адмирала Шеера». 12 июня «Лютцов» вышел в море в сопровождении эскорта эсминцев в направлении Норвегии. Скагеррак и Каттегат удалось миновать без происшествий, но, несмотря на воздушное прикрытие люфтваффе, у Эгерсунда крейсер был атакован английским торпедоносцем. Единственная выпущенная торпеда вывела из строя электростанцию. Крейсер потерял управление, и только густой дым из поврежденного генератора помешал второму торпедоносцу завершить атаку. В результате крейсер был вынужден вернуться в Киль и встать на ремонт еще на полгода.

Фортуна повернулась к «Лютцову» лицом в во время жестокой бомбардировки Киля, во время которой крейсеру удалось избежать серьезных повреждений. Во время налета 7 сентября попаданием бомбы была разрушена и сгорела шлюпка, в которой были сложены документы крейсера. В конце 1941 г. «Лютцов» дислоцировался в Киле, имея на борту сильно сокращенный экипаж.

Новый год был отмечен повреждениями от льда и приостановкой ремонта из-за плохой погоды. Наконец 10 мая 1942 года крейсер вступил в строй. 15 мая 1942 г. он покинул германские воды и укрылся в Кваренес-фьорде, а 18 мая, во время встречи со своим «двойником», фортуна вновь напомнила о себе появлением британских торпедоносцев. 25 мая, остановившись по пути в Гримстад-фьорде и встретив «Адмирала Шеера» в Богенбей, «Лютцов» стал флагманским кораблем вице-адмирала Кумметца и образовал со своим «кораблем-двойником» 2-ю боевую группу. Начались усиленные тренировки, которые, правда, были ограничены острой нехваткой топлива.

В июле «Лютцов» был включен в группу, предназначенную для проведения операции «Россельшпрунг» (нем. Russelsprung — ход конем) против конвоя PQ17. Покинув убежище 3 июля, крейсер в густом тумане сел на мель в Тьельзунде, по пути на встречу с другими участниками операции — прежде всего с линкором «Тирпиц». Открылась серьезная течь, и «Лютцов» должен был вернуться в порт. «Лютцов» не был единственной жертвой этого тумана: тогда же на мель сели три эсминца. Возвращение крейсера 12 августа на ремонт в доки Свинемюнде сопровождалось целой серией мелких неприятностей. Наконец 30 октября «Лютцов» покинул верфь для коротких испытаний на Балтике, а 12 ноября уже направился в Нарвик с эскортом эсминцев.

30 декабря «Лютцов», «Адмирал Хиппер» и 6 эсминцев вышли в море для атаки конвоя JW51. Немецкая разведка охарактеризовала конвой как слабо охраняемый. После атаки на конвой «Лютцов» должен был войти в Баренцево море для поиска целей. Немцам, однако, не было известно о разделении конвоя на 2 части: JW51B (о котором немцы знали) и JW51A (о котором им ничего не было известно). Для сопровождения были выделены: линкор, 3 крейсера и большое количество эсминцев и малых эскортных судов. Операция началась неудачно. «Лютцов» был в пути, когда первый германский корабль доложил о встрече с противником. «Адмирал Хиппер» перехватил конвой с севера, принуждая его к повороту на юг, а «Лютцов» спешил на север. Германские корабли шли в плохую погоду, в снежную бурю, сильно ограничивающую видимость, и не имели информации о взаимном расположении.

Часть времени «Лютцов» затратил на занятие выгодной позиции для атаки конвоя, но к этому времени короткий день в этих широтах закончился. Наконец в 11.42 конвой вышел из-под метели, и «Лютцов» открыл огонь. Обледенение системы управления огнем привело к тому, что стрельба была крайне неточной, и после нескольких безрезультатных залпов она была прекращена. Ответный огонь эскорта был в равной степени неэффективным. Эта перестрелка с конвоем продолжалась до 12.03, когда «Лютцов» получил приказ прекратить бой. «Адмирал Хиппер» был перехвачен крейсерами «Шеффилд» и «Ямайка», и командование было вынуждено отозвать тяжелые крейсера, столкнувшиеся с превосходящими силами противника.

Действительно, «Адмирал Хиппер» получил несколько попаданий, а эсминец «Фридрих Экхольдт», который слишком близко подошел к противнику и был опознан как германский корабль, — потоплен. С другой стороны, «Адмирал Хиппер» потопил эсминец и минный заградитель и повредил 3 эсминца. «Лютцов» результатов не добился. Ни одно из торговых судов — главная цель похода — не было потоплено.

Это фиаско подтолкнуло Гитлера заявить 6 января, что все тяжелые морские корабли будут отправлены на слом, а их вооружение — использовано на суше. Гросс-адмирал Редер в знак протеста подал в отставку, и ВМС возглавил командующий подводными силами Карл Дёниц. Находившийся в зените карьеры Дёниц использовал расположение к нему Гитлера, чтобы отговорить его от исполнения принятого решения.

В марте «Лютцов» был переведен в Альта-фьорд и вынужден был оставаться там в течение нескольких месяцев из-за технических проблем с дизелями, которые уже потребовали однажды возвращения в Германию на верфь. Корабль оставался в Норвегии до осени, но в конце сентября вернулся в Киль, где оставался до января 1944 г. Затем он был отправлен на несколько месяцев в учебный поход на Балтику, а с началом германского отступления на Восточном фронте занимался в основном эскортированием транспортов и поддержкой наземных войск. 280-мм орудия «Лютцова» теперь больше использовались для бомбардировки береговых укреплений, чем для обстрела вражеских кораблей.

К началу 1945 г. большинство из сохранившихся германских тяжелых кораблей находилось на Балтике и обороняло побережье. «Лютцов» пережил несколько авианалетов, но 16 апреля близкий разрыв сброшенной с британского «Ланкастера» бомбы системы «Толлбой» привел к тому, что в его борту образовалась пробоина, и корабль стал набирать воду. «Лютцов» накренился, но был поставлен на ровный киль, а затопленные отсеки осушены. В море он больше выйти не мог, и использовался в дальнейшем как стационарная артиллерийская платформа, а его 280-мм орудия обстреливали наступавшие к побережью советские войска. Он вел огонь, пока не закончились снаряды, после чего был затоплен. Пожар вызвал детонацию боеприпасов. Корабль оставался после капитуляции в гавани Свинемюнде, дальнейшая его судьба неизвестна.

Тактико-технические характеристики:

Производитель «Дойче Верке», Киль
Длина, м 186
Ширина, м 20,7
Осадка, м 5,8
Максимальное водоизмещение, тонн 14290
Максимальная скорость, узлов 28
Запас хода, миль 10000 (при 20-узловом ходе)
Экипаж 30 офицеров, 1040 унтер-офицеров и матросов
Артиллерийское вооружение:
6х280-мм орудий в 3-орудийных башнях;
8x150-мм орудий в 8 башнях;
6х105-мм зенитных орудий в спаренных установках;
малокалиберные зенитные орудия
Палубная авиация: 2 самолета «Хейнкель» He.60 или «Арадо» Аг.196
Торпедное вооружение: 8 торпедных аппаратов в 2 бронированных поворотных установках на квартердеке; 533-мм торпеды 53,3-см G7



  • 110
 (голосов: 1)


Автор новости: Близнаков А.М.

Дата публикации: 4-08-2012, 18:14

Раздел сайта: Германия » Флот » Линкоры и Линейные Крейсера Германии

Просмотров: 1404

Добавить в избранное:

Похожие новости:

  • Броненосец "Адмирал Шеер" - Panzerschiff - Scheer
  • Броненосец "Адмирал граф Шпее" - Panzerschiff - Admiral Graf Spee
  • Линейный крейсер "Лютцов" - Lützow
  • Линейный крейсер "Киришима" - Kirishima
  • Линейный крейсер "Хией" - Hiei



  • Коментарий №1 | Написал: day1923 | 4 августа 2012 19:29 |
    Великолепная статья! Благодарю за службу!

    --------------------
    Адмирал флота СССР
    Адмирал флота СССР
    Коментарий №2 | Написал: 54в | 6 августа 2012 09:14 |
    Отличная статья!
    Ефрейтор Армии
    Ефрейтор Армии
    Коментарий №3 | Написал: 1941 | 10 августа 2012 06:09 |
    Отличные фото!Подробная статья!
    Прапорщик ВВС
    Прапорщик ВВС

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Призывники, не могут оставлять комментарии к данной публикации.